I. Пояснительная записка
II. Содержание учебного предмета
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Хор» разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хоровое пение» учебный предмет «Хор» является основным предметом обязательной части.
Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
2. Срок реализации учебного предмета «Хор»
Срок реализации учебного предмета «Хор» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).
3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хор»:
Таблица 1
Срок обучения/класс |
8 лет |
9 класс |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
1283 |
198 |
Количество часов на аудиторные занятия |
921 |
132 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
362 |
66 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами:
хор 1 класса
младший хор: 2 - 3 (4) классы
старший хор: 4 (5) - 8 классы
В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп.
На определённых этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделён на группы по партиям, что даёт возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребёнка.
5. Цель и задачи учебного предмета «Хор»
Цель:
Задачи:
Для организации и регулирования учебным процессом по данной программе следует руководствоваться основными принципами, в число которых входят принцип доступности, принцип действенности, учёт возрастных особенностей и другие.
Принципы, обеспечивающие концептуальные основы программы, подчинены ведущему – принципу взаимообусловленности обучения и воспитания, предполагающему, что способы организации обучения соотносятся с его результатами.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Хор»
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.
Программа содержит следующие разделы:
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хор»
Для реализации программы учебного предмета «Хор» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя: