Шрифт:
Изображения:
Фон:
Главная / Образование / Общеэстетические программы / Аккомпанемент в классе "Фортепиано"

Аккомпанемент в классе "Фортепиано"

Программа предмета по выбору «Аккомпанемент»

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание курса
  3. Годовые требования по классам и контроль успеваемости
  4. Перечень произведений для аккомпанемента
  5. Рекомендуемая методическая литература

1. Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для работы с учащимися фортепианного отделения школы комплексного музыкального образования по курсу - предмет по выбору - «Аккомпанемент».

Целью данного предмета является развитие способностей и практических навыков учащихся в аккомпанементе голосу или другому инструменту. Так как наша школа углублённо изучает вокально-хоровые дисциплины, то возникает настоятельная необходимость в воспитании учащихся-аккомпаниаторов хору и вокалистам.

Этот вид работы очень привлекает учащихся фортепианного отделения. Он повышает интерес к занятиям и выступлениям, развивает тонкость музыкального слуха, чувство ансамбля с партнёром, чуткость восприятия музыкальных интонаций и быстроту реакции, образное и логическое мышление, навык свободного чтения с листа, умение работать над разными фактурными аккомпанементами, что очень пригодится и при исполнении
сольного репертуара пианиста. Предмет «Аккомпанемент» развивает навык свободного владения инструментом и вкус к любительскому домашнему музицированию, выступлению на классных и школьных вечерах, в кругу друзей, так как не все учащиеся способны свободно играть сольный репертуар на сцене перед слушателями. Особенно полезен аккомпанемент детям со средними и слабыми музыкальными данными, которые испытывают неуверенность в своих силах и боятся выступать. Игра аккомпанементов снимает психологический барьер неуверенности в себе. Самое важное в обучении - помочь ребёнку почувствовать свою сопричастность к искусству.

Предмет «Аккомпанемент» рассчитан для занятий с учащимися 2-х - 7-х классов.

Режим занятий имеет два варианта - 0,5 часа в неделю и 1 час неделю. В зависимости от этого меняется и объем изучаемых произведений.

Формы занятий:

  1. индивидуальный урок учащегося с преподавателем на начальном этапе изучения аккомпанемента;
  2. совместный урок с преподавателем и учеником-партнёром: вокалистом или скрипачом.

Формой подведения итогов реализации программы по аккомпанементу являются классные зачёты, концертные выступления на классных, школьных вечерах, городских конкурсах-фестивалях.

2. Содержание курса.

Предмет по выбору «Аккомпанемент» вводится в учебный план со 2-го класса детской музыкальной школы. По курсу предмета по выбору «Аккомпанемент» изучается классический репертуар (вокальный и скрипичный), а также произведения советских и зарубежных композиторов (см. Приложение). 

Подбор репертуара для каждого ученика варьируется с учётом его индивидуальности.

При составлении индивидуального репертуара желательно использовать аккомпанементы с разными техническими, артикулярными, стилистическими задачами.

В младших классах, в основном , изучаются аккомпанементы функциональные и изобразительные. В старших — усиливается роль аккомпанементов, отражающих внутренний мир человека. Исполнению аккомпанементов должна предшествовать беседа о средствах музыкальной выразительности, использованных композитором для создания музыкального образа, а также гармонический анализ и анализ формы произведения.

Ребёнок должен воспитываться на лучших образцах классической, современной и народной музыки, т.к народная песня - это своеобразная подготовка к исполнению канонических произведений, а игра циклом детских песен — это подготовка к исполнению крупной формы в сольном репертуаре ученика- пианиста.

Помимо произведений индивидуального репертуара на уроках аккомпанемента преподаватель занимается с учеником следующими видами работы:

  • игра функциональных оборотов и гармонических схем в разных фактурных изложениях и ритмических вариантах (от простого к сложному);
  • чтение с листа простых фактурных аккомпанементов с анализом функций и исполнительских задач аккомпаниатора;
  • творческие задания: подобрать аккомпанемент к песне по слуху; упростить сложную фактуру аккомпанемента предложенного педагогом; проанализировать виды аккомпанемента в сольном репертуаре ученика-пианиста; транспонировать в другую тональность предложенный педагогом аккомпанемент.

Задачи преподавателя по курсу предмета «Аккомпанемент»:

Развить у учащегося дифференцированный слух, чуткую реакцию на соотношение звучания мелодии и аккомпанемента, звуковых перекличек; владение разными видами фактуры и ритма, свободную ориентацию в разных тональностях, чувство музыкальной формы и ансамбля с голосом или другим инструментом.

К концу обучения по предмету «Аккомпанемент» учащийся должен приобрести навык свободного чтения с листа несложных аккомпанементов, умение подобрать на слух аккомпанемент к песне, главное - приобрести вкус к домашнему музицированию, участию в школьных вечерах, фестивалях и конкурсах.

3. Годовые требования по классам

Первый год обучения

В течение года преподаватель должен проработать с учеником 6-8 аккомпанементов - 1 час в неделю ; 2-4 аккомпанемента -0,5 часа в неделю; а также задания по общему музыкальному развитию: подбор на слух аккомпанемента к песне, чтение с листа простых гармонических аккомпанементов, игра и транспонирование гармонических схем с разными видами фактуры.

Второй год обучения

В течение года: с одним часом в неделю - 4-6 произведений, с 0,5 часа в неделю - 2-3 произведения, а также задания по общему музыкальному развитию.

Третий год обучения

С одним часом в неделю - 3 - 5 произведений; С 0,5 часа в неделю - 2 - 3 произведения и задания по общему музыкальному развитию .

Четвёртый год обучения

С одним часом в неделю -3 -4 произведения; С 0,5 часа в неделю - 2 - 3 произведения, задания по общему музыкальному развитию.

Пятый - Шестой год обучения

С одним часом в неделю - 3 - 4 произведения; С 0,5 часа в неделю - 2 произведения с разными техническими и стилевыми задачами, а также задания по общему музыкальному развитию.

Подбор репертуара основывается на индивидуальных особенностях каждого ученика, исходя из его возможностей, способностей и приобретённых навыков аккомпанемента.

Контроль успеваемости:

Первый год обучения:

С 1 часом в неделю:

  • I полугодие- контрольный урок - 1 произведение;
  • II полугодие - классный зачёт - 1-2 произведения;

С 0,5 часа в неделю - 1 произведение на классном зачёте.

Второй - Третий год обучения:

С 1 часом в неделю:

  • I полугодие - контрольный урок- 1 произведение и задания по общему музыкальному развитию;
  • II полугодие - классный зачёт 1 -2 произведения;

С 0,5 часа в неделю - 1 произведение на классном зачёте.

Четвёртый - Шестой год обучения:

С 1 часом в неделю:

  • I полугодие - контрольный урок- 1 произведение и задания по общему музыкальному развитию;
  • II полугодие- зачёт в концертной форме: 1 -2 разнохарактерных Произведения;

С 0,5 часа в неделю - 1 произведение на классном зачёте.

Если ученик принимает участие в тематических концертах и других мероприятиях, то выступления засчитываются как академические зачёты.

4. Примерный репертуарный перечень произведений по аккомпанементу:

Сольное пение

Первый год обучения (фортепиано с голосом)

  1. Муз. Д.Уотта «Три поросёнка»
  2. Б.Чайковский «Урок в мышиной школе»
  3. «Мой конёк» - чешская народная песня
  4. Шаинский «Кузнечик»
  5. «Большой олень» - французская народная песня
  6. Р.Паулс «Сонная песенка»
  7. Качургина «Мишка с куклой»
  8. Эшпай «Москвичи»
  9. Моцарт «Весенняя песенка»
  10. Шуман «Мотылёк»
  11. Соколова «Веселая луна»
  12. Дьяченко «Песня солнышку»

Скрипка

Первый год обучения

  1. Бетховен «Два немецких танца»
  2. «Как под горкой» - русская народная песня
  3. «На зелёном лугу» - русская народная песня
  4. К.Глюк «Весёлый хоровод»
  5. «Неаполитанская тарантелла», обработка Мостраса
  6. «Спи, засыпай» - английская колыбельная

Второй - Третий год обучения

  1. Савельев «Песня кота Леопольда»
  2. «Ну-ка, кони» - чешская народная песня
  3. «Как у наших у ворот» - русская народная песня
  4. Шаинский «Песня крокодила Гены»
  5. Шаинский «Ночь светла»
  6. Калинников «Киска»
  7. Шаинский «Снежинки»
  8. «Гусята» - немецкая народная песня
  9. Новиков «Дороги»
  10. Соловьёв - Седой «Вечер на рейде»
  11. Таривердиев «Песня о далёкой родине»
  12. Старокадомский «Весёлые путешественники»
  13. Гурилёв «Сарафанчик»
  14. Бетховен «Сурок»
  15. Дюбюк «Не брани меня родная»
  16. Савельев «Если добрый ты»
  17. Крылатов «Колыбельная медведицы»
  18. Портнов «Весёлый старичок»
  19. Яковлев «Зимний вечер»
  20. Хренников «Колыбельная Светланы»
  21. «Тонкая рябина» - русская народная песня
  22. Варламов «На заре ты её не буди...»
  23. Варламов «Белеет парус одинокий»
  24. Алябьев «Зимняя дорога»
  25. Дунаевский «Весёлый ветер»
  26. Шаинский «Антошка»
  27. Гурилёв «Матушка, голубушка»
  28. Гурилёв «Вьётся ласточка»
  29. «Я встретил вас» - неизвестный автор
  30. Шаинский «Улыбка», «Голубой вагон», «Чему учат в школе»
  31. Островский «Спят усталые игрушки»
  32. Гладков «Робин-Бобин»
  33. Варламов «На заре ты её не буди»
  34. Гурилёв «Улетела пташечка»
  35. Моцарт «Менуэт У-Дич»
  36. Майкапар «Вечерняя песнь»
  37. «Пастушок» - чешская народная песня
  38. Шуман «Марш»
  39. Шаинский «Песенка крокодила Гены» обр. Шальмана
  40. «В Авиньоне, на мосту» - французская народная песня
  41. Бетховен «Менуэт»
  42. А.Соче «Заблудившийся охотник»

Четвёртый- Шестой год обучения

  1. «Пришла весна» - польская народная песня
  2. Чайковский «Колыбельная в бурю»
  3. Гендель «Ария из аратории У-Дич»
  4. Гартини Сарабанда В-Дич

Фортепиано с голосом

Четвертый - Шестой год обучения

  1. Гурилёв «Колокольчик»
  2. Алябьев «Соловей»
  3. Рахманинов «Островок»
  4. Чичков «Утро школьное»
  5. Гурилёв «Внутренняя музыка»
  6. Зубов «Подудь со мной», «Тёмно-вишнёвая шаль»
  7. Абиз «Утро туманное»
  8. Харито «В том саду»
  9. Шаинский «Крейсер Аврора», «Когда мои друзья», «Всё мы делим пополам»
  10. Гладков «Песня Львёнка и Черепахи»
  11. Гурилёв «Песня ямщика»
  12. Шереметьев «Я вас любил»
  13. Обухов «Калитка»
  14. Листов «Я помню вальса звук прелестный»
  15. Баторин « У камелька»
  16. «Милая» - цыганская песня
  17. Булахов «Гори, гори, моя звезда»
  18. Гурилёв «Вам не понять моей печали»
  19. Глинка «Не искушай»
  20. Рубинштейн «Горные вершины»
  21. Дунаевский «Не забывай»
  22. Шаинский «Чунга-чанга»
  23. Булахов «И нет в мире очей»
  24. Шуберт «Серенада»
  25. Мендельсон «На крыльях песни»
  26. Свиридов «Маритана»
  27. Гурилёв «Не шуми ты, рожь», «Разлука»
  28. Булахов «Тройка»
  29. Пуаре «Я ехала домой»
  30. Алябьев «Я вижу образ твой»
  31. Булахов «Я очень ясно понимаю», «Знаю я, что ты, малютка»
  32. Д.Каччини «Ave Maria»
  33. П.Булахов «В минуту жизни трудную»
  34. М.Глинка «Веницианская ночь»
  35. А.Варламов «Горные вершины»
  36. Б.Юрьев «Динь-динь-динь»
  37. М.Глинка «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье»
  38. С.Рахманинов «Сирень»
  39. А. Даргомышский «Шестнадцать лет»
  40. Ж.Массне «Элегия»
  41. Старинный романс «Я встретил вас»

5. Рекомендуемая литература:

  1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано» М., 1961.
  2. Баренбойм Л. «Путь к музицированию» Л., 1979.
  3. Либерман Е. «Техническая работа пианиста» М., 1988.
  4. Рафалович О. «Транспонирование в классе фортепиано» Л., 1963.
  5. Цийин Г. «Обучение игре на фортепиано» М., 1984.
  6. Тимакин Е. «Воспитание пианиста» М.,1984.
  7. Составитель С.Кузнецова «Работа над аккомпанементом в 1-2 классе ДМШ» Методическая разработка , Иваново, 1991.