Содержание:
Данная программа предназначена для работы с учащимися фортепианного отделения школы комплексного музыкального образования по курсу - предмет по выбору - «Аккомпанемент».
Целью данного предмета является развитие способностей и практических навыков учащихся в аккомпанементе голосу или другому инструменту. Так как наша школа углублённо изучает вокально-хоровые дисциплины, то возникает настоятельная необходимость в воспитании учащихся-аккомпаниаторов хору и вокалистам.
Этот вид работы очень привлекает учащихся фортепианного отделения. Он повышает интерес к занятиям и выступлениям, развивает тонкость музыкального слуха, чувство ансамбля с партнёром, чуткость восприятия музыкальных интонаций и быстроту реакции, образное и логическое мышление, навык свободного чтения с листа, умение работать над разными фактурными аккомпанементами, что очень пригодится и при исполнении
сольного репертуара пианиста. Предмет «Аккомпанемент» развивает навык свободного владения инструментом и вкус к любительскому домашнему музицированию, выступлению на классных и школьных вечерах, в кругу друзей, так как не все учащиеся способны свободно играть сольный репертуар на сцене перед слушателями. Особенно полезен аккомпанемент детям со средними и слабыми музыкальными данными, которые испытывают неуверенность в своих силах и боятся выступать. Игра аккомпанементов снимает психологический барьер неуверенности в себе. Самое важное в обучении - помочь ребёнку почувствовать свою сопричастность к искусству.
Предмет «Аккомпанемент» рассчитан для занятий с учащимися 2-х - 7-х классов.
Режим занятий имеет два варианта - 0,5 часа в неделю и 1 час неделю. В зависимости от этого меняется и объем изучаемых произведений.
Формы занятий:
Формой подведения итогов реализации программы по аккомпанементу являются классные зачёты, концертные выступления на классных, школьных вечерах, городских конкурсах-фестивалях.
Предмет по выбору «Аккомпанемент» вводится в учебный план со 2-го класса детской музыкальной школы. По курсу предмета по выбору «Аккомпанемент» изучается классический репертуар (вокальный и скрипичный), а также произведения советских и зарубежных композиторов (см. Приложение).
Подбор репертуара для каждого ученика варьируется с учётом его индивидуальности.
При составлении индивидуального репертуара желательно использовать аккомпанементы с разными техническими, артикулярными, стилистическими задачами.
В младших классах, в основном , изучаются аккомпанементы функциональные и изобразительные. В старших — усиливается роль аккомпанементов, отражающих внутренний мир человека. Исполнению аккомпанементов должна предшествовать беседа о средствах музыкальной выразительности, использованных композитором для создания музыкального образа, а также гармонический анализ и анализ формы произведения.
Ребёнок должен воспитываться на лучших образцах классической, современной и народной музыки, т.к народная песня - это своеобразная подготовка к исполнению канонических произведений, а игра циклом детских песен — это подготовка к исполнению крупной формы в сольном репертуаре ученика- пианиста.
Помимо произведений индивидуального репертуара на уроках аккомпанемента преподаватель занимается с учеником следующими видами работы:
Задачи преподавателя по курсу предмета «Аккомпанемент»:
Развить у учащегося дифференцированный слух, чуткую реакцию на соотношение звучания мелодии и аккомпанемента, звуковых перекличек; владение разными видами фактуры и ритма, свободную ориентацию в разных тональностях, чувство музыкальной формы и ансамбля с голосом или другим инструментом.
К концу обучения по предмету «Аккомпанемент» учащийся должен приобрести навык свободного чтения с листа несложных аккомпанементов, умение подобрать на слух аккомпанемент к песне, главное - приобрести вкус к домашнему музицированию, участию в школьных вечерах, фестивалях и конкурсах.
Первый год обучения
В течение года преподаватель должен проработать с учеником 6-8 аккомпанементов - 1 час в неделю ; 2-4 аккомпанемента -0,5 часа в неделю; а также задания по общему музыкальному развитию: подбор на слух аккомпанемента к песне, чтение с листа простых гармонических аккомпанементов, игра и транспонирование гармонических схем с разными видами фактуры.
Второй год обучения
В течение года: с одним часом в неделю - 4-6 произведений, с 0,5 часа в неделю - 2-3 произведения, а также задания по общему музыкальному развитию.
Третий год обучения
С одним часом в неделю - 3 - 5 произведений; С 0,5 часа в неделю - 2 - 3 произведения и задания по общему музыкальному развитию .
Четвёртый год обучения
С одним часом в неделю -3 -4 произведения; С 0,5 часа в неделю - 2 - 3 произведения, задания по общему музыкальному развитию.
Пятый - Шестой год обучения
С одним часом в неделю - 3 - 4 произведения; С 0,5 часа в неделю - 2 произведения с разными техническими и стилевыми задачами, а также задания по общему музыкальному развитию.
Подбор репертуара основывается на индивидуальных особенностях каждого ученика, исходя из его возможностей, способностей и приобретённых навыков аккомпанемента.
Первый год обучения:
С 1 часом в неделю:
С 0,5 часа в неделю - 1 произведение на классном зачёте.
Второй - Третий год обучения:
С 1 часом в неделю:
С 0,5 часа в неделю - 1 произведение на классном зачёте.
Четвёртый - Шестой год обучения:
С 1 часом в неделю:
С 0,5 часа в неделю - 1 произведение на классном зачёте.
Если ученик принимает участие в тематических концертах и других мероприятиях, то выступления засчитываются как академические зачёты.
Первый год обучения (фортепиано с голосом)
Первый год обучения
Второй - Третий год обучения
Четвёртый- Шестой год обучения
Четвертый - Шестой год обучения