Шрифт:
Изображения:
Фон:

Хоровое пение

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Требования по годам (этапам) обучения;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Список рекомендуемой нотной литературы;
  • Список рекомендуемой методической литературы.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Хор» разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хоровое пение» учебный предмет «Хор» является основным предметом обязательной части.

Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

2. Срок реализации учебного предмета «Хор»

Срок реализации учебного предмета «Хор» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).

3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хор»:

Таблица 1

Срок обучения/класс

8 лет

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1283

198

Количество часов на аудиторные занятия

921

132

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

362

66

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами:

хор 1 класса

младший хор: 2 - 3 (4) классы

старший хор: 4 (5) - 8 классы

В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп.

На определённых этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделён на группы по партиям, что даёт возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребёнка.

5. Цель и задачи учебного предмета «Хор»

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретённых им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, а также выявление наиболее одарённых детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • формирование умений и навыков хорового исполнительства;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • формирование у наиболее одарённых выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Для организации и регулирования учебным процессом по данной программе следует руководствоваться основными принципами, в число которых входят принцип доступности, принцип действенности, учёт возрастных особенностей и другие.

Принципы, обеспечивающие концептуальные основы программы, подчинены ведущему – принципу взаимообусловленности обучения и воспитания, предполагающему, что способы организации обучения соотносятся с его результатами.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Хор»

Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
  • прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
  • применение индивидуального подхода к каждому ученику с учётом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хор»

Для реализации программы учебного предмета «Хор» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

  • концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,
  • учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
  • учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.